top.mail.ru

ПАНОРАМА-ШКОЛЕ

О ПРОЕКТЕ

В связи с растущим интересом школьного образования к использованию в своей деятельности ресурсов музейных экспозиций и музейных собраний, летом 2014 года сотрудники Музея-панорамы подготовили проект «Музейная ПАНОРАМА для учителя». Проект стал победителем Первого грантового конкурса на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на поддержку творческих музейных проектов, организованного Департаментом культуры города Москвы.

Весной 2015 г. материалы о проекте опубликованы в журнале «Преподавание истории в школе», а в июне проект получил Диплом фестиваля «Интермузей-2015».

Close
Close
Close

Мы предлагаем учителям российских школ использовать имеющиеся в музее текстовые и изобразительные материалы при подготовке учебных занятий по темам, связанным с Эпохой 1812 года.

Общей целью, на реализацию которой направлен проект, мы считаем усиление связи школьного образования в области гуманитарных наук с культурным наследием, сохраняющимся в музеях. Для этого необходимо, прежде всего, актуализировать музейные собрания, способные значительно расширить и дополнить возможности школьного образования в области конкретных учебных предметов и тем. Музей-панорама стремится предоставить преподавателям, мотивированным на повышение эффективности своей работы, развитие интереса учащихся к истории и обществознанию, литературе и другим предметам, возможность полностью реализовать свои учебные задачи, помимо общего культурного развития, чему во все времена неизменно служили учреждения музейного типа.

Проблемы, на решение которых направлен проект, делятся на внутренние и внешние. К внутренним относится снижение посещаемости музея школьными группами, что связано как с объективными, так и с субъективными факторами. В связи с этим, чрезвычайно актуально для нас всемерное повышение заинтересованности учителей, усилиями которых музей-панорама «получает» свою основную аудиторию – школьные группы. Другой внутренней проблемой является насущная необходимость развития знаний и навыков сотрудников музея-панорамы в области современных образовательных технологий, необходимых для повышения эффективности данного направления работы музея в целом.

Серьезной общей проблемой, реальность и масштабы которой недостаточно, на наш взгляд, осознаны в настоящее время, является общее и весьма значительное снижение понимания реальной ценности подлинного культурного наследия (материального и нематериального), сохраняемого в музеях. Превалирующим становится отношение к объектам наследия как иллюстрациям к учебной литературе или как дополнению различных развлекательных программ и мероприятий. Причем эта ситуация заметно усугубляется, все шире охватывая общество в целом, и учительское сообщество, в частности.

Реальное беспокойство в сложившихся обстоятельствах вызывает различие в подходах к решению общих образовательных и воспитательных задач со стороны учителей и музейщиков. Необходим активный поиск путей сотрудничества и общего языка, общих форм взаимодействия.

Задачи проекта:
• отбор хранящихся в музее предметов, наиболее ярко и наглядно используемых для раскрытия обозначенных тем;
• разработка тематических маршрутов по экспозиции музея, позволяющих полно и детально раскрыть каждую тему урока;
• подготовка текстов тематических путеводителей для учителей;
• развитие навыков команды в использовании мультимедийных и мобильных технологий при разработке музейно-образовательных программ;
• освоение сотрудниками Музея-панорамы основ ФГОС и современных образовательных технологий;
• развитие партнерских связей с учителями и методистами города Москвы и кампанией izi.TRAVEL.

Проект разработан, реализуется и будет развиваться в духе культуры участия, поскольку:
• используется стратегия вовлечения аудитории (учителей и методистов) в активную разработку занятий в экспозиции музея;
• музей делегирует часть своих экспертных полномочий партнерам по проекту;
• в ходе работы над проектом Музей взаимодействует с активными и креативными представителями учительского сообщества Москвы, в результате чего происходит переосмысление целей собственной деятельности и возможностей эффективного использования музейных коллекций;
• работа над проектом помогает освоению практики использования базовых методических подходов (историческое исследование с разных перспектив, информированный диалог) для выстраивания содержательного разговора вокруг трудных вопросов истории и жизни вообще;
• в ходе реализации проект продемонстрировал необходимость гибкого подхода к планированию, формированию и осмыслению промежуточных результатов;
• музейными профессионалам приходится осваивать новые навыки и компетенции, что меняет обстановку внутри коллектива и отношение сотрудников к формам и результатам своей деятельности.

Проектом предусматривается живая обратная связь: все ваши письма после необходимого администрирования мы будем размещать на сайте. Реакция на рекомендации, замечания и предложения будет, по-возможности, оперативной.

Материалы к учебным занятиям по литературе (тема: «Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», 5-6 кл.), обществознанию (7 кл., тема: «Защита Отечества») и истории (8 кл., темы: «Внешняя политика Александра I в начале XIX в.», «Отечественная война 1812 года» и «Заграничные походы Российской армии 1813-1814 гг.») представлены в виде мобильных приложений для использования в пространстве музейной экспозиции и на сайте музея – для удаленных посетителей (учителей и учащихся).

Помимо текстов, подготовленных музейными сотрудниками, на странице проекта размещаются разработки преподавателей учебных заведений. Это могут быть методические разработки, материалы к урокам, презентации по отдельным темам и др. Все желающие могут присылать свои работы руководителю проекта – заместителю директора Музея-панорамы по научной работе Ладе Вадимовне Митрошенковой по адресу: mpbb-nio@mail.ru

Партнеры проекта:
• кафедра открытых образовательных технологий (КООТ) Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» (МИОО),
• журнал «Преподавание истории в школе»,
• д.п.н., руководитель Центра общего образования ГБНУ «Московский институт развития образования» Андрей Наумович Иоффе,
• учителя литературы, истории и обществознания школ города Москвы,
• сервис аудиогидов izi.TRAVEL.

Команда проекта:
Л.В. Митрошенкова (зам. директора музея по научной работе, к.и.н.) – руководитель проекта.
В.А. Преснов (зам. директора по развитию) – координатор проекта.
А.Л. Монахов (ст. научный сотрудник научно-информационного отдела музея).
М.А. Шамова (зав. отделом «Кутузовская изба»).
С.В. Львов (зав. научно-информационным отделом музея).
Е.А. Яковлев (креативный директор кампании izi.TREVEL).
М.Ю. Збоевская (зав. сектором рекламы, маркетинга и связи с общественностью).
А.В. Васильева (экскурсовод музея).
А.В. Колпаксиди (экскурсовод музея).