Путешествие в эпоху 1812 года

Вернуться на главную

Эпоха 1812 года глазами актрисы французской труппы московского театра

Французы в Москве


Вступление французской армии в Москву
Мы ждали наших соотечественников. Боялись только, как бы нас не заставили покинуть город вместе с русскими жителями, которые, почти все, ушли из Москвы. Но мы не боялись Наполеона и его солдат: кто видел императора и его гвардейцев, отзывались о них как о рыцарях с высокими понятиями о долге, чести и достоинстве.
И вот, великий день настал! На вершине Поклонной горы заблистали штыки наших соотечественников. Там, среди них, был и великий император, в котором мы видели надежду на прекращение войны и своё новое благополучие!
Дождавшись, пока русские армии покинут Москву, солдаты Наполеона появились на улицах города, который встретил их, надо сказать, совсем не гостеприимно. Русские власти оставили Москву вместе с военными, жители также ушли, бросив всё, что не смогли унести с собой.

Комментарий
Наполеон предполагал, что взятие Москвы должно сломить упорство Александра I, моральный дух русской армии и создать благоприятные условия для начала мирных переговоров. Москву он считал не просто крупным городским центром, но важнейшим духовным символом России, «священным городом русских». Около 2 часов дня 2 (14) сентября Наполеон со свитой прибыл на Поклонную гору и, рассматривая панораму Москвы, произнес: «Вот, наконец, этот знаменитый город».
Первым в Москву вступил авангард (передовой отряд) под командованием маршала И. Мюрата. Обнаружилось, что город почти пуст. Известие о массовом бегстве жителей неприятно поразило Наполеона. Французский император проехал от Дорогомиловской заставы через Арбат до Кремля, затем вернулся к заставе, где и заночевал. В этот день в городе были зафиксированы первые очаги пожара.


Французы в Москве
Таким образом, вступление войск Наполеона в Москву приветствовали только мы, иностранные жители старой русской столицы. Лишь кое-где на улицах можно было встретить русских, из тех, что не успели или не смогли уехать, или не пожелали бросить своё добро. Ближе к вечеру того же дня мы слышали даже выстрелы в стороне Кремля. Как потом говорили, это несколько русских безумцев пытались с помощью старых ружей, взятых из Кремлёвского арсенала, и древних мортир преградить дорогу французским воинам. Итак, мы встретили своих героев! Но уже вечером того же дня убедились, что рассказы об армии Наполеона, как об армии одних рыцарей, были сильно преувеличены. Солдаты разбрелись по городу и тут же занялись самым обычным мародёрством. Вскоре, в сгустившихся сумерках мы увидали самое страшное, что только можно было себе представить в этом почти полностью деревянном городе: в разных местах в небо поднялись столбы огня. Так начался ужас Великого Московского пожара.

Комментарий
Пожары в Москве начались в день вступления в город французов, 2 (14) сентября вечером загорелся Гостиный двор и склады близ Красной площади. Той же ночью запылали Смоленская улица, утром – фабрики около Новой деревни, Покровское и немецкий рынок. Утром 3 (15) сентября огонь захватил расположенные вниз по Яузе деревянные дома, Покровка, Смоленский рынок и Арбат. В тот же день подул сильнейший ветер, разметавший очаги пожаров по всему городу. К вечеру пламя охватило Никитскую, Поварскую, весь Арбат, Кудринскую и Новинское. С другой стороны пожар опустошал Лефортово. Резкая перемена направления ветра привела к тому, что Кремль оказался окружен морем огня. 4 (16) сентября ветер достиг силы урагана. В этот день пламя переметнулось в Замоскворечье.
Наполеон оставил Кремль и переехал в Петровский путевой дворец. Огонь охватывал Кремль дважды, и дважды удавалось его затушить. 5 (17) – это был уже «огненный потоп». Пожар стих лишь 7 (19) сентября и прекратился совсем на следующий день. Наполеон возвратился в Кремль. Несколько дней затем лил холодный дождь, но отдельные очаги пламени вспыхивали еще до 12 (24) сентября.


Пожар Москвы
Он бушевал потом несколько дней, которые показались нам вечностью. Огонь заволакивал небо, и Москва слилась в общий океан пламени. Ночью было светло так же, как днём. Наполеон, который сначала поселился в Кремле, сам едва спасся из пожара. Мне говорили, что императора, буквально, вывели сквозь огонь, который чуть было не поглотил его. Но этот мужественный человек не испугался, и только воскликнул с возмущением: «Это они сами! Это русские! Какое варварство!»
Уничтожение Москвы, действительно, было настоящим варварством. Столько произведений искусства и книг погибло в этом чудовищном пламени! Русские исполняли приказы Ростопчина и жгли брошенные ими же склады продовольствия. Это уже было дико. Но ведь горели при этом и мирные дома, даже дворцы!
Справедливости ради, должна сказать, что не только русские были виновниками этого бедствия. Я сама видела, как французские гренадеры, поселившиеся в соседнем с нами доме, пытались растопить русскую печь, набив её до отказа дровами и бумагами. Искры полетели от чуть занявшегося пламени во все стороны! В этот раз мне удалось предотвратить чуть было не занявшийся пожар. Но не могла же я поспеть везде, где неумелые солдатские руки разжигали незнакомые русские печи.

Комментарий
Художник А. Смирнов на картине «Пожар Москвы» изобразил на переднем плане стены Кремля и кремлёвские соборы. Мы видим, как со стороны Кремля Наполеон, окруженный свитой, тревожно наблюдает за пожаром Замоскворечья. Адъютант Наполеона генерал Ф. Сегюр так описал это событие в воспоминаниях: «Императором овладело такое сильное волнение, словно его пожирал тот самый огонь, который окружал его со всех сторон. Наполеон не находил себе места, каждую минуту вскакивал и опять садился. Какое ужасающее зрелище! Это они сами! Столько дворцов! Какое необыкновенное решение! Что за люди! Это скифы! Ветер с силой гнал огонь к Кремлю, и под влиянием этого грандиозного костра с каждой минутой становился сильнее».
Однако вопрос о причине пожаров не получил однозначного ответа у современников и потомков, историков. Еще до окончания войны правительственная пропаганда обвинила в сожжении Москвы Наполеона. Наполеон объявил пожары делом рук столичного губернатора Ф.В. Ростопчина. Сам Ростопчин к концу жизни издал в Париже брошюру, в которой отрицал свою причастность к пожарам. Распространилась версия о стихийном возникновении пожара (получила отражение у Л.Н. Толстого в романе “Война и мир”).
Историк Е.В. Тарле видел источник пожаров, как в действиях московских патриотов, так и в действиях французов. Н.А. Троицкий считал, что распоряжение Кутузова и Ростопчина сжечь склады и магазины уже обрекло Москву с большим количеством деревянных строений на пожар.


Москва 24 сентября 1812 года
Между тем, наши надежды на благоденствие под властью великого человека очень скоро развеялись: в городе стало трудно достать еду, вечерами мы боялись выходить на улицу, опасаясь мародёров, среди которых были и русские бандиты, и французские, немецкие, итальянские солдаты. Многие из нас потеряли в пожаре свои дома, и мы все вместе должны были искать себе пристанище в одном из чудом сохранившихся зданий. Это был просторный дом одного богатого вельможи, близ Никитских ворот, в котором, по счастью, сохранились не только стены, но и кое-какие съестные припасы.
Во время своих скитаний по обгоревшим улицам, мы свели знакомство с некоторыми из французских офицеров. Многие из них говорили нам о том, что хотели бы увидеть всех нас на сцене, чтобы хотя бы ненадолго позабыть эту ужасную войну, которой уже должен бы прийти конец. Но русские с их упрямством, никак не хотели смириться со своим очевидным поражением.


Литавра
Однажды мы узнали от одной нашей главной примы Авроры Бюрсе, что спектакли французской труппы решено возобновить!
Радости нашей не было предела! Среди ужаса и хаоса засветился огонёк радости. Из запасов хозяина дома мы быстро соорудили себе декорации и костюмы, в самой просторной зале повесили импровизированный занавес – и театр был готов! Спектакли шли почти каждый день, и всегда – при большом скоплении публики. Правда, публика эта – офицеры разных частей Великой армии – всегда была нетрезвой и очень шумной. Не раз случались потасовки, не раз приходилось останавливать представления и пытаться утихомиривать слишком уж разгулявшихся зрителей…

Комментарий
Литавра (итал. timpani, фр. timbales, нем. pauken, англ. kettle drums) – ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Инструмент древнего происхождения, в Европе стал известен уже в XV веке, а в XVII веке входил в состав оркестров. В военном деле применялись в тяжелой кавалерии, где использовались в качестве передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. В воспоминаниях современников – очевидцев вступления французов в Москву, звук литавр, сопровождавший въезд французов, нередко упоминается в сочетании с угнетающей тишиной, царящей в покинутом жителями городе.
Под звуки литавр войска Великой армии вступали в Москву, отмечая торжество своей победы. Но в тишине безлюдного города эти звуки порождали угнетающе тревожные чувства, запомнившиеся всем, кто был тому свидетелем.
Желая создать видимость мирной жизни, префект двора Наполеона Боссе организовал спектакли актеров французской труппы, сопровождавшиеся игрой лучших полковых оркестров. Литавры, под которые плясали француженки посреди испепелённой Москвы, спустя всего месяц оказались в поспешно покидавших город обозах Великой армии.


Приказ о прекращении грабежей
Жить в почти полностью сгоревшем городе, на улицах которого лишь отдельными островками высились уцелевшие здания, становилось всё труднее. Добывать продовольствие нам удавалось только благодаря помощи наших постоянных почитателей – французских офицеров, приносивших на спектакли в виде угощения то вырытую где-то на заброшенном огороде мёрзлую картошку, то куски едва прожаренного конского мяса… Хотя иногда мы получали из городской администрации почти настоящее жалование – хлеб, муку и вино.
Мародёрство не прекращалось. И, выходя в город, мы часто видели, как в какой-нибудь дом врывались солдаты и начинали переворачивать всё в комнатах, в поисках съестного. Не найдя ничего, или найдя слишком мало, они в ярости били зеркала, выбрасывали из окон мебель, портили роскошные паркетные полы… Уходя, забирали всё, что могло иметь какую-нибудь ценность: посуду, ковры, одежду. Один солдат на моих глазах сорвал с высокого окна какого-то особняка зелёную бархатную портьеру. Увидев, что я смотрю на него с удивлением, он недобро улыбнулся и сказал: «Будет моей жене новое платье! Хоть что-то должен я принести ей в подарок из этой дикой страны!»

Комментарий
Вступая в Москву, Наполеон, стремясь сохранить дисциплину и боеспособность армии, запретил разграбление города. За подписью начальника штаба маршала Л.А. Бертье было напечатано «Объявление московским обывателям», в котором говорилось: «Спокойные жители города Москвы должны быть без всякого сомнения о сохранении их имущества и о собственных их особах». Однако, во время пожара и после него, грабежи, мародёрство достигли опасных размеров. Наполеон своими приказами от 19, 20 и 21 сентября 1812 года строжайше повелевал прекратить грабежи и наказывать виновных вплоть до расстрела. Но остановить падение дисциплины и моральное разложение армии, включая гвардейские части, французский император оказался бессилен.


Фальшивые ассигнации
Никакими усилиями императора и его администрации наладить снабжение жителей Москвы съестными припасами так и не удалось… Мы узнали, что даже русские гражданские власти, которых собрали из оставшихся в Москве жителей, не могут заставить русских крестьян везти в город на продажу свои припасы. Но крестьян и купцов, не желавших продавать французским солдатам и офицерам свои товары, можно было и понять. Вообразите моё удивление, когда однажды, подсчитывая выручку от спектакля, среди поданных в уплату бумажных денежных знаков обнаружила я фальшивую ассигнацию! Оказалось, фальшивые деньги были напечатаны по приказу самого Наполеона ещё во Франции, и привезены в Россию, чтобы ими платить за еду и товары. Это никак не было похоже на нашего рыцарственного императора, и мы решили, что только варварство русских могло толкнуть его на такой обман.

Комментарий
Войдя в Москву, французское командование начало формирование городских органов управления. Московским военным губернатором был назначен маршал А. Мортье. В качестве полиции ему было предложено использовать войска «своего корпуса», т.е. Молодой гвардии. Гражданским губернатором (интендантом или управляющим городом Москвой и Московской провинцией) стал Лессепс, а комендантом города – Дюронель. К жителям администрация обращалась с воззваниями или «провозглашениями», которые, как и бюллетени Наполеона, печатались в бывших московских типографиях. 19 сентября (1 октября) опубликовано «Провозглашение» Лессепса на французском и русском языках об образовании городского органа самоуправления – «муниципалитета или градского правления» во главе с купцом П.И. Находкиным. Задачей муниципалитета было наведение порядка в городе, обеспечение безопасности жителей и, самое главное, – налаживание снабжения жителей и солдат Великой армии продовольствием. Члены правления становились таковыми, как правило, против своей воли. Все они после освобождения города были подвергнуты следствию, многие понесли наказание, но большинство было признано невиновными в измене и выполнявшими возложенные на них обязанности «помимо их воли».
В 1810-1812 гг. по указанию Наполеона в Париже, Дрездене и Варшаве изготавливались фальшивые русские ассигнации. Они использовались французскими войсками при закупках фуража, продовольствия, оплаты за постой и т.д. После поражения наполеоновской армии в 1812 г. работа по выпуску фальшивок была прекращена, а все неиспользованные запасы поддельных ассигнаций уничтожены. Основная масса фальшивок – это 25-рублёвые билеты, реже встречаются 50- и 100-рублёвые ассигнации.


Выход французов из Москвы
Наше существование становилось всё более тяжёлым, и мы, актёры французской труппы, стали думать уже, как бы покинуть этот раньше такой весёлый и гостеприимный, а теперь весь разрушенный, пустой и угрюмый город. Спектакли, приносившие вначале столько радости и дававшие нам средства к существованию, шли всё хуже, публика всё меньше веселилась, чаще становились скандалы. Мы выходили на сцену уже не каждый день… И вот однажды знакомый офицер, зайдя на чай, сообщил нам, что назавтра войска Наполеона покидают город. Тут же было решено, что мы должны уехать вместе с ними.
Ранним утром следующего дня мы видели, как войска Великой армии нескончаемым потоком потянулись через Калужские ворота – вон из города. Это зрелище ничуть не напоминало то, как они вступали в Москву. Тогда были стройные ряды, звуки маршей, парадные мундиры. Теперь бросались в глаза хмурые, измождённые лица, навьюченные на лошадиные сёдла тюки с награбленным добром…

Комментарий
Не дождавшись ответа от Александра I ни на одно из своих предложений о заключении мира или, хотя бы, перемирия, вечером 6 (18) октября Наполеон отдал приказ о выходе основных сил своей армии из Москвы. Это решение окончательно было принято после того, как Наполеону стало известно о победе русских армий в сражении под Тарутино между основными силами Кутузова и авангардом Великой Армии, который возглавлял родственник Наполеона, король Неаполя маршал Мюрат.
После ухода основных сил Великой армии, в городе оставался еще французский гарнизон под командованием маршала Мортье. Последние французские солдаты оставили город 10 (22) октября, перед этим заложив несколько пороховых зарядов в Кремле и некоторых монастырях. Взрывы потрясли Кремль и его окрестности, но часть зарядов не загорелась, и разрушения оказались меньше, чем могли бы быть.