24 апреля 2025 года в Усадьбе Рукавишниковых в Нижнем Новгороде состоялось открытие выставки «Свет в тени войны».
Выставочный проект организован Нижегородским музеем-заповедником в рамках соглашения о сотрудничестве с Музеем-панорамой «Бородинская битва».
На выставке представлены около 50 живописных работ, выполненных в жанре миниатюры и портрета, произведения из фарфора и стекла, предметы оружия и быта из фондов Музея-панорамы «Бородинская битва».
Отечественная война 1812 года стала одной из причин небывалого расцвета портретной живописи в России первой четверти XIX столетия. Большую популярность в этот период приобрел жанр «полупарадного» портрета, менее официального, чем парадный. Обычно изображение на таких портретах было поясным на нейтральном фоне. Но и парадный портрет не потерял своего значения и востребованности, особенно после победоносного окончания борьбы с наполеоновской Францией.
Известный искусствовед Н.Н. Врангель в начале XX века утверждал, что количество одних только миниатюрных портретов, «исполненных в царствование Александра I, превышает в разы все, что было сделано раньше и после. Всем показалось прекрасным, интересным и занимательным иметь дедушек, бабушек, братьев, сестер и любимых всех вместе на пространстве нескольких вершков. Спрятать в карман, в табакерку, вделать в кольцо, в ожерелье или держать в шкатулке тех, кто дорог. Ехать на бал, на войну, в дальнюю дорогу, быть у себя и в гостях – всегда и везде со своими близкими».
В экспозиции – портреты боевых офицеров, участников военных кампаний против наполеоновской Франции. Так, Иван Карлович Арнольди, один из лучших артиллерийских командиров Российской армии, отличился в походах 1806-1807 и 1812-1814 годов. В битве под Лейпцигом в октябре 1813 года неприятельским ядром ему оторвало левую ногу, но Арнольди продолжал руководить действиями своей конно-артиллерийской роты. На парадном портрете Арнольди изображен в полный рост, в генеральском мундире. Вопреки традиции не показывать физических увечий, Арнольди представлен с протезом, что служило наглядным напоминанием о подвиге генерала.
Среди множества миниатюр на выставке особое внимание приковывают три, выделяющиеся своей исторической значимостью и художественной ценностью. Портрет великой княгини Екатерины Павловны, сестры императора Александра I, кисти Жана Батиста Изабе, запечатленной в момент ее политического расцвета на Венском конгрессе, отражает не только ее красоту, но и влияние на европейскую политику. Изображение Прасковьи Михайловны Толстой, старшей дочери Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова, символизирует семейное счастье и преемственность поколений русской аристократии. Миниатюра, запечатлевшая князя Шварценберга, который приветствует трех императоров после победы под Лейпцигом, является ярким свидетельством триумфа коалиции над Наполеоном.
В совокупности миниатюры представляют собой калейдоскоп эпохи, отражая важные события, влиятельных личностей и ценности того времени.
Выставку дополняют миниатюры, фарфор и предметы мебели первой четверти XIX века из фондов Нижегородского музея-заповедника.
Выставка вошла в состав общей экспозиции Усадьбы Рукавишниковых и открыта до 27 июля 2025 года.
Усадьба Рукавишниковых
Нижегородский музей-заповедник
по адресу: Нижний Новгород, ул. Верхне-Волжская набережная, д. 7
ngiamz.ru/afisha/svet-v-teni-voyny
Возрастное ограничение: 6+
Тел.: 8 (831) 282-2547
мы в соцсетях