Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Год 1812-й. Генеральная баталия

7 сентября 2022 года на портале «Музейная Москва онлайн» открыта виртуальная выставка «Год 1812-й. Генеральная баталия», третья часть цикла, посвященного 210-й годовщине Отечественной войны 1812 года.

 

К Бородинскому сражению обращалось множество художников, работавших в самых различных жанрах. Одни из первых зарисовок великой битвы по «горячим следам» были сделаны очевидцам событий, придворным живописцем Э. Богарне А. Адамом. В его работах – множество деталей походного быта, различных эпизодов, не попавших в исторические труды. Постепенно, внимание художников концентрируется вокруг нескольких точек Бородинского поля, где происходили события, определившие облик сражения и его результаты. И здесь почти нет разницы между бывшими противниками. И российские и французские художники обращаются к схваткам за «батарею Раевского» (по французской терминологии – «Большой редут»), за «Багратионовы флеши» (в наполеоновской армии их называли, обычно, редутами или реданами) и деревню Семеновское. По прошествии десятилетий живописцы вынуждены обращаться уже не к личным впечатлениям, а к трудам историков.

В XIX веке довольно быстро сложились историографические версии «двух Бородино», французского и русского, со своими устойчивыми стереотипами, излюбленными сюжетами и героями. К примеру, для французов бой за «Большой редут» – это, прежде всего, атака генерала О. Коленкура и его героическая смерть, а бой за «флеши» – повод вспомнить о маршале М. Нее. Соответственно, эти воззрения находили свое отражение и на живописных полотнах. Для российских же историков, публицистов и поэтом, когда речь заходила о «флешах» на первый план выдвигалась личность знаменитого П.И. Багратиона и романтическая фигура генерал-майора А.А. Тучкова со знаменем в руках. К их образам обращались и мастера кисти.

Предлагаем пролистать, пусть и очень бегло, страницы художественной летописи великого Бородинского дня.