Ольга Михайлова, драматург и сценарист, о спектакле «Тышлер. Миры»:
Музей – это живое и про живых!
«Нужны новые формы»! Так говорят давно и везде. Волшебный музей «Бородинская панорама», воспоминания о котором среди самых чудесных событий детства хранятся в памяти любого выросшего московского школьника, эту новую форму нашел. Сначала кажется странным сочетание ВЫСТАВКА-СПЕКТАКЛЬ. Но побывав на выставке четырех полотен Александра Тышлера, понимаешь, что только так и должно быть. Обычно возле картин висит текст-пояснение о сюжете, художнике и времени создания. Но это простые как камни факты, в них нет жизни. А ведь больше всего нас волнует, как это все пришло художнику в голову? Откуда берется такая красота в такое ужасное время? Ведь если оглянуться на историю живописи, время всегда было ужасное. Автор пьесы «Тышлер. Миры» Анна Гейжан чудесным, созвучным живописи Тышлера образом, дала ответ на этот вопрос. Арлекин и Коломбина, сразу отсылающие нас к театральным работам художника, живут в придуманном мире, сопротивляясь ужасной правде войны, расстрелов и казней. Для них это игра, которой полагается иметь счастливый финал: все в конце оживают и бегут домой ужинать. Но душа художника обязана пробиваться к правде, даже самой страшной, такой, какую не в силах вынести ни одна женщина. «Мы должны что-то сделать с нашим миром!» – восклицает Арлекин. Но что может сделать художник? Анна Гейжан открывает нам эту тайну художественного творчества: на полотнах должен возникать другой мир, гармоничный и прекрасный. Тогда люди, увидев его, убедятся, что такая жизнь возможна, и устремятся туда. Чем больше людей увидят прекрасные полотна, тем лучше станет жизнь вокруг. Сама форма панорамы оживляет прошлое, все происходит здесь и сейчас, еще тлеют угли сгоревшей в 1812 году избы, а уцелевшие люди где-то здесь, среди нас. Но и «обычные» картины в этих стенах оживают, потому что настоящий музей – это всегда живое и про живых.
Выставка открыта до 28 декабря 2023 года.
Смотрите выставку в виртуальном формате по ссылке
Музейно-театральная лаборатория
«Герои XIX века»
В 2020 году в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 30.04.2020 г. № 116-рп «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» музей в сотрудничестве с Цехом драматургов получил возможность осуществить проект музейно-театральной лаборатории «Герои XIX века». В рамках лаборатории молодыми драматургами были написаны три пьесы по мотивам событий 1812 года. Партнерами проекта выступили Музей МХАТ, Российский Национальный Музей Музыки, Музей Победы и ГИТИС.
Над постановкой пьес работали режиссеры: Ольга Прихудайлова – «Осада Фигнера», Игорь Макаров – «Между нами двумя» и Грета Шушчевичуте – «И был Мир...».
В октябре 2020 года в музее прошли первые закрытые читки пьес с обсуждениями, участие в которых приняли представители Цеха драматургов и ГИТИС, сотрудники музеев, режиссеры, актеры, литераторы и продюсеры.
Показы спектаклей состоялись в ноябре и декабре 2020 года.
Смотрите видео-записи спектаклей:
Фрагменты спектакля «Осада Фигнера»
Спектакль «Между нами двумя»
Спектакль «И был Мир...»
Экспертным советом, состоящим из сотрудников музея и профессиональных драматургов, и по результатам обсуждения со зрителями пьеса «Между нами двумя» была выбрана для продолжения показов в стенах музея. В феврале и мае 2021 года состоялись показы пьесы в рамках музейного праздника «День русского солдата» и общегородской акции «Ночь в музее».
Между нами двумя
Автор пьесы Анна Гейжан:
«Между нами двумя» – это пьеса на трех актеров, уже на этом моменте начинается игра. Действие в пьесе происходит в августе 1812-го года. Александр I должен назначить главнокомандующего для войны с Наполеоном, все выбрали Кутузова, но сам император против. Он вызывает Кутузова на разговор, свидетелей которому не было. Когда мы беремся за исторический материал, мы неизбежно смотрим на него из сегодняшнего дня и измеряем все события сегодняшней линейкой. Именно поэтому третий персонаж моей пьесы – наш современник. Таким образом, я выношу точку сравнения нас и тех, что были прежде, изнутри зрителя наружу, под софиты, на сцену. Ведь театр – это не учебник истории, театр – это место, куда мы ходим, чтобы понять что-то о себе нынешних, о сегодняшнем дне, а чем там дело кончилось у них тогда, мы знаем все еще со школьной скамьи. Но все это не отменяет законов драматургии и театра, и я рада, что удалось сделать историю увлекательной, не исказить исторические факты, а главное – сделать персонажей из учебника живыми, то есть наполненными переживаниями и эмоциями. Кто же он, этот таинственный третий, свидетель исторического события? Он - Кофейник!».
Осада Фигнера
Автор пьесы Сергей Решетнев:
«Герой моей пьесы Александр Фигнер показался мне очень необычным человеком. Офицер, храбрец, полиглот, обладатель актерского таланта, позволившего ему перевоплощаться практически в любую личность (звания, рода занятий, возраста и национальности). Артиллерист, ставший партизаном, мечтавший лично убить Наполеона, внук выходца из Германии, горячо любивший Россию, хитрый разведчик, без трепета пошел один в осажденную крепость, чтобы ускорить ее сдачу, он верил в благородство, и в то же время самолично расстреливал пленных.
Он умел обмануть любого французского генерала, но не смог притвориться и добиться милости своего Государя. Герой, у которого в душе какой-то невероятный внутренний ландшафт, сплошные вершины и пропасти. Он шел на войну с Библией в руках, но был жесток к врагам.
Моя пьеса, мне кажется, о том, что война любого гения превращает в злодея, потому что, вступая в войну на любой стороне, даже с трижды благородной целью и возвышенной натурой, надо быть готовым потерять свою душу.
В то же время надеюсь, что ирония, пронизывающая всё действие, не делает рассказ об этом герое войн с Наполеоном слишком назидательным, а привлекает меня, и, надеюсь, увлечет и зрителя, самой историей о приключениях разведчика-авантюриста».
И был Мир...
Автор пьесы Алексей Синяев:
«Пьеса «И был Мир» написана по историческим материалам Тильзитских соглашений между Наполеоном, Александром I и Фридрихом-Вильгельмом Прусским, и рассказывает об относительности величия, об отношении к войне, о лжи под маской высоких манер. Она написана для людей, которые хотят познакомиться с историческими событиями через театральный текст, чтобы в дальнейшем из исторических источников узнать, как было на самом деле».
Фото спектаклей. 2020
мы в соцсетях