Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

События наполеоновских войн в английской карикатуре

28 июня 2023 года на портале «Музейная Москва онлайн» открыта новая виртуальная выставка «События наполеоновских войн в английской карикатуре» из собрания Музея-панорамы «Бородинская битва».

Период «наполеоновских войн» – не только битвы на суше и на море. Противоборствующие стороны обменивались, помимо пушечных и ружейных залпов, резкими дипломатическими нотами, памфлетами, «разоблачительными» статьями. Шла т.н. «война перьев» и важнейшую роль в ней выполняла карикатура. И здесь мало кто мог сравниться с английскими художниками. Наполеон в 1802 году требовал включить в условия мира с Англией особую статью, согласно которой карикатуристы и памфлетисты, задевавшие личность и политику владыки Франции должны были быть приравнены к « убийцам и фальшивомонетчикам».

Английские карикатуристы периода наполеоновских войн, действительно, были безжалостным к своим «мишеням». За ними стояла длительная традиция использования карикатуры в политической борьбе (в первую очередь, парламентской). Еще А.С. Пушкин отметил: «Англия есть отечество карикатуры и пародии. Кроме того, «моральные нормы» в Англии во времена царствования Георга III и Регентства были не слишком строги, что благоприятствовало сатире.

Период войн с наполеоновской Францией стал, по оценкам исследователей, «золотым веком» английской карикатуры. При всем разнообразии творчества английских карикатуристов, всех их объединяло стремление учитывать взгляды, вкусы и интересы «Джона Булля» – типичного представителя английского среднего класса, диктовавшего политическую «моду».

В конце XVIII-начале XIX века для английских карикатуристов не существовало «запретных» тем или лиц. Объектом сатиры мог стать любой монарх, государственный деятель, полководец и т.д. В этом «Джон Булль» видел наглядное проявление т.н. «британских свобод».

Главной мишенью английских карикатуристов на протяжении 15 лет неизменно оставался Наполеон Бонапарт как «основной противник». Таким же неизменным оставался и образ Англии как основной силы в борьбе против «наполеоновской тирании».

Континентальные монархи не пользовались особенными симпатиями английских карикатуристов. В периоды союзнических отношений и совместной борьбы против Наполеона положительными чертами наделялись не коронованные особы, а полководцы (например, Г.Л. Блюхер) или отдельные представители армий (в случае России – казаки).

Важную роль в английской карикатуре начала XIX столетия выполнял не только художественный образ, но и слово: реплики персонажей и поясняющие комментарии, нередко достаточно объемные.

Наиболее известными художниками-карикатуристами конца XVIII-начала XIX века считаются Томас Роулендсон (1756-1827), Джеймс Гиллрей (1757-1815) и Джордж Крукшенк (1792-1878). Их называли «принцами карикатуры». Достигнув определенной степени известности и популярности, эти художники-карикатуристы были весьма свободными в своих политических пристрастиях, ориентируясь не столько на партийные установки тори и вигов, сколько на симпатии и антипатии «общественного мнения».

Помимо «принцев» в жанре карикатуры работало множество художников, отличавшихся если не высоким талантом, то высоким уровнем профессионализма. К таковым можно отнести, например, Чарльза Уильямса (сотрудничал с Д. Крукшенком), Уильяма Эльмса и ряд других.