Николай Анатольевич Майоров

В Советском Союзе работы по созданию отечественной системы круговой кинопанорамы (Circlorama) были проведены под руководством и непосредственном участии доктора технических наук, профессора Е.М. Голдовского. Кинотеатр круговой кинопанорамы на ВДНХ в Москве был построен в рекордно короткий срок — всего за 3 месяца.

В отличие от «Циркорамы» в отечественной системе использовались 22 экрана, установленных в два яруса. Верхний ярус из 11 экранов размером 4,9х4,2 метра при высоте 3,5 метра каждый, устанавливался под углом, образуя конус. А нижние 11 экранов образовывали цилиндр с окружностью 54 метра и диаметром 17 метров. Каждый экран нижнего яруса был 3,6 метра высотой и 4,9 метра шириной. Для съемки и проекции применялась 35 мм пленка, что значительно улучшало качество изображения по резкости и яркости. Фонограмма записывалась на отдельной магнитной пленке в стереофоническом режиме на 9 каналов: 7 каналов обеспечивали звук по окружности зала, 8 канал — звук на потолке, а 9 канал — эффектный звук на полу.


Кадр 4-го поста с вертикальным анаморфированием
и его дезанаморфированное изображение на 4-м экране
из кругорамного фильма «Спорт удивительный и прекрасный»

Для съемки кругорамного фильма был создан специальный агрегат из 11 кинокамер «Конвас-автомат» с фокусными расстояниями объективов 35 мм. Камеры монтировались на общем основании по кругу таким образом, чтобы углы между оптическими осями смежных объективов равнялись 32°43'. Съемка велась с частотой 25 кадров в секунду на 35 мм пленке с размером кадра 22х16 мм.

Расчеты, проведенные разработчиками советской системы круговой кинопанорамы, под руководством Е.М. Голдовского показали, что для получения высококачественного изображения необходимо всего 9 киноаппаратов и — соответственно 9 экранов, образующих замкнутый круг. Но в целях обмена фильмами с американской «Циркорамой» путем печати копий на 35 мм пленке с 16 мм оригинала и, наоборот, в СССР была принята 11 экранная система.

Надо заметить, что за все время существования круговой кинопанорамы никаких обменов фильмами не проводилось. А в 1961 году американская «Циркорама» была заменена 9-ти экранной 35 мм системой кругорамного кино, получившей название «Циркле-Вижн 360» (Circle-Vision 360).


Демонстрация кругорамного фильма на 11 экранах

Открытие первого кинотеатра «Круговая кинопанорама» на ВДНХ было приурочено, как это было принято в то время к торжественному событию. Этим событием был июньский Пленума ЦК КПСС 1959 года и открытие Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). И естественно, что первыми зрителями нового киночуда стали участники Пленума. На первом киносеансе 15 июня 1959 года демонстрировался первый отечественный кругорамный фильм «Дорога весны».

Режиссер этого фильма Василий Катанян так вспоминает о его съемках: «12 апреля 1959 года. Съемка круговой кинопанорамы «Дорога весны». Делаем с Леней Махначем. Скорее, скорее, чтобы успеть к Американской выставке на ВДНХ. Американцы привезут свою кругораму — а мы что? Хуже людей? Когда они приедут, мы должны будем сказать: «Подумаешь! У нас эта кругорама уже спокон века. Это здание — чуть не единственное, уцелевшее от наполеоновского пожара в Москве…» Так как времени мало, то мы бросились на юг, где что-то цветет и можно снимать. Тбилиси, Сухуми, Баку, Ашхабад, потом поедем в Ленинград…Съемка одиннадцатью камерами одновременно, и как получится и получается ли вообще — никому не известно, так как посмотреть негде, кинотеатр (уцелевший от пожара Наполеона) еще и не начали строить, а проекция из одиннадцати аппаратов одновременно будет только там. Снимаем буквально вслепую».

То, что они «наснимали вслепую», понравилось всем и партийным верхам, и звездам мирового кино — участникам первого московского кинофестиваля 1959 года, и простым зрителям. Из воспоминаний В. Катаняна: «5 августа 1959 года гости смотрели нашу с Махначем «Круговую кинопанораму» на ВДНХ и пришли в неописуемый восторг. Особенно Абель Ганс, который когда-то снимал еще немое трехпленочное кино о Наполеоне (а тут 11 пленок!)».

26 апреля 1960 года был выпущен второй кругорамный фильм «На Венском фестивале» о Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов.


Демонстрация кругорамного фильма
«На Венском фестивале» на 22 экранах

Кинотеатр круговой кинопанорамы на ВДНХ пользовался огромной популярностью у зрителей. Фильмы начинали демонстрироваться с 9 часов утра, а последний сеанс начинался в 9 часов вечера. Не смотря на то, что ежедневно давалось более 18 киносеансов, число желающих посмотреть новый вид кино не уменьшалось. При расчетной вместимости зала в 300 человек, число зрителей на некоторых сеанса достигало пятисот человек. Очередь в кассу занимали с ночи. Зрителями первых лет круговой кинопанорамы были и простые посетители ВДНХ, и именитые партийные, и государственные деятели, и их зарубежные коллеги. Никита Сергеевич Хрущев частенько заезжал на киносеансы с высокими гостями Советского Союза. Надо заметить, что идея создания советской кругорамы принадлежит Н.С. Хрущеву, который дал указание создать свое киночудо, да такое, чтобы лучше и больше чем «Циркорама» у Диснея в США. Никита Сергеевич лично курировал работы по строительству кинотеатра, неоднократно приезжал на стройку. Внимание первого лица государства к кинотеатру и его частые визиты на киносеансы требовали высокого качества кинопоказа. Сотрудники кинотеатра неоднократно заказывали допечатку копий фильма в случае обрыва пленки или расхождении в цветопередаче. Качество цвета на позитивах, суммарная однородностью цветопередачи на всех 22-х постах жестко контролировалась.

Посещение круговой кинопанорамы было включено в программу для иностранных туристов, приезжавших в Москву. В многочисленных книгах отзывов слова восторга после просмотра кругорамных фильмов подписаны многими известными в мире людьми…