Алина Анатольевна Новик

Вскоре после изобретения панорамы в конце XVIII века, многим художникам этот жанр показался чрезвычайно перспективным способом заработка. Однако панорама не только приносила прибыль, но и требовала серьезных финансовых вложений. В сложившейся ситуации антрепренеры стали искать способы снизить расходы на создание подобных картин и пришли к мысли о малоформатных панорамах — косморамах. Их также называли оптическими панорамами, поскольку виды в косморамах рассматривали через линзу, которая увеличивала изображения до правдоподобных размеров и придавала им объемность. Косморамы демонстрировались не по одной, а целыми сериями в специальных «райках», вмонтированных в стены закрытого помещения. Зрители перемещались между ними, как между экспонатами выставки. Косморамы были значительно меньше круговых панорам, и потому создавались быстрее и стоили дешевле.

Другим способом удешевить процесс создания и экспозиции панорам стали т.н. подвижные, или механические панорамы. Одним из наиболее известных в России примеров такого изображения является гравюра Карла Гампельна «Екатерингофское гулянье», выполненная им в первой половине 1820-х годов. Это произведение состоит из двенадцати подкрашенных оттисков, которые в склеенном виде образуют бумажную ленту длиной почти в десять метров. С помощью специального устройства такие ленты перематывались с одной катушки на другую, таким образом последовательно открывая зрителю все части панорамы. Хотя изначально это компактное устройство предназначалось для домашнего использования, впоследствии подобный механизм, уже в увеличенном виде, был использован и для публичных представлений.

Многообразие визуального опыта со временем делает зрителя всё более искушенным.. Ответом на эту возросшую требовательность стала, в частности, диорама, изобретенная в начале 1820-х годов парижанином Ж.Л. Дагером, чье имя вошло в историю благодаря его изобретению дагеротипии. Полотно диорамы было полупрозрачным и раскрашивалось с двух сторон; на нем мог быть изображён один и тот же вид в разное время суток или при разных погодных условиях. Полотно освещалось под различными углами и с разных сторон, что создавало иллюзию плавного перехода от одного варианта изображения — к другому. Не менее грандиозное зрелище представляла собой георама, изобретенная, как и диорама, в Париже. Это был своего рода многоэтажный глобус, который зритель мог изучить изнутри.

Все эти зрелища появились в Европе — однако были известны и в России. Сюда они попадали благодаря иностранным антрепренерам. Иногда по сюжетам выставки, можно было догадаться, где эта выставка уже побывала. Так происходило, поскольку многие из антрепренеров во время своих длительных командировок использовали возможность пополнить свою коллекцию видов рисунками с натуры. В частности, будучи в России, европейцы стремились запечатлеть на панораме или космораме вид Санкт-Петербурга или Москвы, чтобы затем выставить его в Вене или Париже, где виды далекой России были довольно редки и вызывали у публики гарантированный интерес.

Алина Новик
Подвижная панорама
как публичное зрелище
Алина Новик
Георама
Схема
Алина Новик
Косморама: интерьер и план
La Belle Assemblee, декабрь 1821 г.